Я ехала домой после театра с мыслью написать о спектакле. А получается – о театре. О «Сфере». Сейчас, как никогда, наверное, нужна духовная поддержка, моральная опора – и эту опору всегда находишь в искусстве. Особенно в живом искусстве театра. И чем ближе тебе показанная на сцене история, тем глубже она проникает в сознание, тем больше оставляет впечатлений, тем бОльшую поддержку может оказать. А если это ещё и зал-сцена, где актёры непосредственно взаимодействуют со зрителем, буквально проходят между рядами и даже порой вовлекают зрителей в диалоги или хотя бы в мимическое общение, то воздействие оказывается ещё мощнее, ещё глубже. Это всё было сегодня (как и всегда бывает) в «Сфере» на «Честном аферисте». И если бы только в пространстве было дело: да, зал «Сферы» уникален, но суть ведь в том, чем наполняется это пространство, как оно «работает». Сейчас, как и раньше, работает на 100%: актёрские работы завораживают и вовлекают, хотя сама пьеса в общем незамысловатая, и даже кажется скучноватой, если воспринимать только сам текст. Но как играют! Какой живой и прекрасной энергией наполняют это небольшое, уютное и при этом такое безграничное пространство! И ведь ни секунды не скучаешь и не отвлекаешься. Сегодня, на «Честном аферисте», я в очередной раз поняла и почувствовала очень остро, в чём особенная прелесть и сила этого театра – в гармонии, в которой он существует. Энергия и азарт актёров, их неподдельное стремление завоевать и убедить ту публику, которая окружает их и перед которой лгать и фальшивить невозможно (зрители слишком близко, чтобы не распознать фальшь), – органично сочетаются с пространством, в котором актёры «Сферы» служат театру. И особый выбор спектаклей, роль репертуара здесь очень важна: невозможно исходить только из амбиций режиссёра или из «социального заказа» зрителей – «Сфера» как театр, как сценическая площадка диктует, даже требует такого репертуарного выбора, который использует пространственные возможности этой совершенно особой, «античной» сцены, где зрительные ряды располагаются вокруг площадки. И, конечно, нужно быть органической частью этого театра, его плотью и кровью, чтобы чувствовать его законы и делать его успешным, чтобы верно и точно взаимодействовать с этим пространством. И эту уникальную атмосферу элементарно разрушить грубым прикосновением и чужеродным вторжением. Мне страшно за один из моих любимых театров с первого дня, когда стало известно о приказе о его слиянии. Страшно за художественного руководителя, страшно за любимых актёров, да просто за сам театр, за его особую, всегда молодую атмосферу. И так хочется по-детски помочь, ну хоть что-то сделать, чтобы если не выручить, то проявить глубокое сочувствие и понимание; если не спасти, то хотя бы выразить поддержку… Так что я просто говорю спасибо за очень светлый и радостный спектакль! Дорогие актёры, я не понимаю, как вы создаёте ощущение такой лёгкой и приятной атмосферы, переживая то, что переживает сейчас ваша труппа. Спасибо вам за вашу энергию, за желание жить и верить в лучшее даже тогда, когда теряешь точку опоры и уверенность. За то, что у вас есть силы и желание улыбнуться и сказать спасибо за скромные цветы и за аплодисменты. Идите в театр, друзья! В любое, самое тяжёлое время идите в театр, если есть такая возможность. Идите в «Сферу». И дарите актёрам цветы. Это даёт шанс ощутить ту связь между всеми нами, которую мы на глазах утрачиваем и так боимся сейчас потерять окончательно. Пока мы с вами в одной сфере, сфере искусства, у нас есть надежда на завтрашний день. Держитесь, дорогие!!