У учительской профессии есть много "подпорок". Не знаю, как с точными предметами (наверняка так же!), а вот с гуманитарными, конечно, благодать, потому что помогают познавать текст и человека, помимо поэзии и прозы, ещё и драматургия, и театр, и кино, и живопись - да огромное количество разнообразных видов искусств! Для меня уже больше десяти лет стоит на месте главного "помощника" театр. Причём театральное искусство помогает в совершенно разных направлениях: и когда мы с учениками пробуем что-то поставить и сыграть - и бесконечно копаемся в тексте и в себе, чтобы познать и найти то самое, нужное; и когда читаем драматургические тексты; и когда посещаем театры, а потом обсуждаем то, что видели: кто как и что воспринял, что стало интересным и близким, а что показалось чуждым, кто впечатлил, а кто разочаровал... А театр - это ведь, конечно, целый мир. Но и в нём, как и в любом искусстве, в центре внимания человек. И личность. Даже если мы видим актёра только на сцене, не знаем ничего о нём в быту (хотя иногда так хочется, так по-детски хочется!) - важен масштаб дарования, важна глубина личности, важна преданность своему делу. И всё то, что человек отдаёт со сцены, и то, как он отдаёт, с какой степенью вовлечённости, понимания и профессионализма, - всё это влияет, конечно, очень сильно, особенно когда он привносит в хороший текст свой талант, свою харизму. Вот Инна Михайловна Чурикова, на мой взгляд, была актрисой масштаба грандиозного. И сейчас, когда мне так грустно от её внезапного для меня ухода из жизни, я думаю о том, как всё-таки прекрасно, что нескольким моим классам удалось увидеть её на сцене - в чудесных "Лжи во спасение", "Аквитанской львице". Как прекрасно, что мне в моём взаимодействии с детьми помогал своим творчеством такой человек, как Инна Михайловна Чурикова, и такой театр, как Ленком Марка Захарова. Да, разумеется, не только этот театр и не только эта актриса впечатляли меня и моих учеников, но сегодня, в связи с её уходом, я сконцентрирована на воспоминаниях о ней, конечно. Маленького роста, никогда не была красавицей - но как же она была прекрасна на сцене! И как невероятно держала внимание!
Очень мне запомнился момент, когда в "Аквитанской" она произносила небольшой монолог, причём этот фрагмент был очень серьёзный на фоне только что завершившейся ироничной сцены - резкий был контраст, нужно было "переключить" зал, и говорила она не так уж и громко (хотя слышно было прекрасно во всём зале) - и зал, который только что хихикал над предыдущей сценой, мгновенно замолк, и слышен был в этой тишине даже шорох ткани, когда она подняла руку и протянула её вперёд со словами: "А я прямо в это место место раны и воткну нож... и поверну его". И в этот момент в середине зала раздалось тихое женское: "О-о-ой...". И даже тут никто не засмеялся, хотя непосредственность реакции была очень трогательной. Или, помню, в "Лжи во спасение" её героиня, только что утешавшая "внучку" Изабеллу и говорившая так нежно и успокаивающе, медленно вставала из-за стола, увидев "внука", причину переживаний Изабеллы. Просто медленно поднималась - но решительный настрой и совершенно другое состояние души героини передавались мгновенно. Я не знаю: мастерство это, талант, вдохновение или всё, вместе взятое, но это было очень мощное воздействие. Очень... И мне так жаль, так жаль, что эта талантливая женщина ушла от нас. И что я не смогу показать "Ложь во спасение" своим нынешним и будущим одиннадцатиклассникам... Наверное, будет что-то другое и тоже яркое, но это ведь будет другое... Очень хочется верить, что профессия актёра давно уже перестала считаться греховной, потому что если человек творил настоящее искусство, как это делала Инна Михайловна Чурикова, он не может, не должен быть осуждён на страдания. Спасибо Вам, прекрасная актриса.